Понедельник, 29.04.2024, 14:45
Приветствую Вас Гость | RSS

ООО Центр Консультант "Деловое Развитие"

Социалочки
Если Вам понравилась эта страничка и сайт в целом то лайкните её для своих друзей
Нравится
Нравится
Посетители


Яндекс.Метрика
TAK.ru

Об опыте инновационной деятельности Республики Татарстан по созданию малых нефтяных компаний

Об опыте инновационной деятельности Республики Татарстан по созданию малых нефтяных компаний.

В последние годы регионам России приходится обеспечивать свою деятельность в условиях сверхжестких бюджетных ограничений и переложения на них решения ряда насущных социальных вопросов. Поэтому ряд регионов, которые поставлены в ситуацию острой выживаемости, ведут постоянный поиск новых решений в целях получения дополнительных источников дохода бюджета. У регионов есть несколько путей развития.

Первый  – когда регион будет вкладывать инвестиции  в освоение сложных проектов развития. Но для этого необходимы новые люди, новые технологии, что потребует миллиардных инвестиционных вливаний.  Для развития большинства регионов страны этот путь очень проблематичен.

Второй путь развития: в современных условиях для процесса экономических изменений важен инновационный подход к делу и практически это единственный путь решения проблем региона. Инновационное отношение к их решению складывается из следующих элементов: компетентности, способности к гибкости, мотивации, организационных изменений. Первые две составляющие инноваций требуют крупных материальных вложений и плоды приносят не скоро. В то же время с помощью даже весьма незначительных организационных изменений можно добиться ощутимого повышения роста мотивации экономических агентов.

Регионы в силах также использовать скрытые источники возможностей: наличие  производственного потенциала и льгот, эффективная политическая система, обладающая пониманием,  желанием и  возможностями   установления необходимых экономических правил и их соблюдению, учитывание интенциональности кадров [1].

Уровень экономического благополучия ряда регионов зависит от нефтяных доходов. В настоящее время бюджет регионов и России свертывается под высокие цены и соответствует уровню добычи нефти и газа. В тоже время нефть и газ на долгие годы являются стратегическим ресурсом для развития многих отраслей народного хозяйства.

Но в нефтедобыче уже существует ряд серьезных проблем, которые могут подорвать в настоящее время и в будущем нефтяные доходы. Базовая добыча нефти в некоторых крупных компаниях падает ежегодно до 30% и выше [2]. Таким образом, реальная динамика нефтедобычи подтверждает выводы -  запасы крупнейших российских месторождений тают, открытие новых, сопоставимых по масштабам, даже не прогнозируется.

Эти изменения в нефтедобыче пока не влияют на основные социально-экономические параметры развития в целом по стране. А как быть тем регионам, где на протяжении уже нескольких десятилетий наблюдается падение добычи нефти?

В связи с вышеуказанными проблемами перед регионами, которые добывают углеводородные продукты, стоят две задачи: удержать уровень базовой добычи и найти точки роста нефтедобычи.

Современная ситуация в нефтедобыче обуславливает необходимость изменения организационной структуры нефтяной отрасли в пользу большей доли неинтегрированных, малых и средних компаний (далее МНК).

В настоящее время в нефтяной отрасли РФ работает более 160 МНК, добывающих 3% общей добычи нефти в стране [3]. В большинстве случаев мелкие производители проявляют себя как суперэффективные собственники: на их долю приходится 27-30% вводимых в эксплуатацию месторождений, объемы проходки и эксплуатационного бурения в 3 раза превышают среднестатистические показатели [4]. Как показывает практика,  тяжелая нефть эффективнее добывается только МНК. Вместе с тем существуют значительные проблемы, препятствующие их развитию.

Особенно остро для МНК стоят две проблемы: налогообложение и законодательная база. С 1 руб. дохода на тонну нефти МНК отдают 70 копеек в бюджет [3]. На оставшиеся средства можно лишь поддерживать производство, но не расширять его масштабно. Вход в нефтяной бизнес требует существенных вложений, которые не всякий предприниматель имеет в наличности. К примеру, приобретение небольшого месторождения и его развитие обходится нефтяным компаниям более $100млн.

Существует специфическая проблема доступа к инфраструктуре. Чтобы реализовать и довести до товарного качества добытую нефть, ее надо подготовить (очистить от примесей). Мощности для ее подготовки большая часть МНК арендует у крупных компаний. Почти все НПЗ принадлежат вертикально интегрированным компаниям.   

Не станем торопиться с выводами. Обратимся к опыту регионов России. Республика Татарстан – регион с богатой историей нефтедобычи. Добыча нефти в республике неуклонно сокращалась, росло число нерентабельных, убыточных скважин, и уже решался вопрос об их остановке, что автоматически привело бы к массовым увольнениям. Дело в том, что испытанных высокоэффективных технологий добычи тяжелой нефти, ее транспортировки и переработки в России до сих пор не существует. А всякий переход от экспериментов к промышленным масштабам требует гигантских капиталовложений, компаниям в одиночку их просто не освоить. Даже ОАО "Татнефть", которое создало и успешно осваивает собственную перспективную технологию добычи на Ашальчинском месторождении,  не является исключением.

Крупным резервом развития нефтедобычи в Республике Татарстан признана разработка месторождений природных битумов с суммарными запасами не менее 1,7 млрд. т.

Другим резервом является сложившая в РФ практика выработки крупными компаниями рентабельных месторождений, которая приводит к простаиванию около 16% низкорентабельных скважин по стране [3].   

В связи с вышеизложенными проблемами, руководство Татарстана возлагало большие надежды на совместное предприятие с Shell или Chevron, имеющее опыт эффективной разработки месторождений сверхвязкой нефти. Однако иностранные компании отказались от совместного проекта, объявив, что данное месторождение не представляет коммерческого интереса.

После отрицательных результатов переговоров с иностранными компаниями, руководство Татарстана решило обойтись своими силами. В безвыходной, казалось, ситуации выручили смелые инновационные управленческие решения (в рамках полномочий, которые имелись в ту пору у политической системы Татарстана).  В феврале 1997г. президент Татарстана М.Шаймиев подписал указ «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан», после чего начали появляться малые нефтяные компании,  нацеленные на решение следующих сложных проблем: осваивание запасов тяжелой и сверхвязкой нефти и восстановление простаивающего фонда скважин.        

Руководство и нефтедобытчики Республики Татарстан создали новые инновационные ценности:

-стратегия роста доходов бюджета за счет новых источников развития, технологий, знаний, инфраструктуры;

-новый источник поставок энергоресурсов для развития региональной экономики;

-социальная направленность: удержание и сохранение лучших квалифицированных кадров и занятости, создание рабочих мест на 8000 человек (надо отметить что, одно новое рабочее место в отрасли дает 6-7 мест в смежных областях);

-развитие высоких технологий для разработки тяжелой нефти

(прирост дебита нефти составил от 2 до 18 тонн в сутки);

-изменение экономической политики, которая прежде формировалась на основе сохранения и максимального использования созданного ранее производственного потенциала;

-осуществление реальной поддержки – разработка и обкатка новых льготных систем налогообложения, поощряющих экономическую деятельность.

Совершенствование межорганизационных процессов представляло собой следующие шаги к снижению затрат, повышению качества и ускорению операций, тесному сотрудничеству с партнерами в разработке и реализации процессов:

- определение бизнес-процесса, требующего инновационных решений;

- создание Совета при  президенте РТ по развитию МНК в целях оказания реальной организационной помощи. Учреждено ЗАО «Нефтеконсорциум» для организации взаимодействия МНК между собой, сервисными компаниями, с ОАО «Татнефть» и правительством Республики Татарстан.

- внедрение нового процесса и его распространение среди предприятий-партнеров.

Основным элементом системы взаимодействия является так называемая тарифная политика. Цена формируется на основе проекта, маршрутного технологического процесса, норм и нормативов, которые с  учетом рыночной стоимости ресурсов определяют тариф-стоимость сервисной услуги. Норма рентабельности остается неизменной (в среднем 15-20%). Подрядчик умеренно сохраняет свои резервы в производительности труда.      

Финансирование развития МНК осуществлялось за счет собственных средств, кредитов, помощи ОАО «Татнефть» (передовые технологии, доступ к инфраструктуре, обучение кадров), льгот республиканского бюджета, вкладов акционеров.

В результате освоения малых месторождений и  внедрения прогрессивных методов повышения нефтеотдачи пластов  в Татарстане уже получен конкретный результат. За 2012г. добыто 6,4 млн. т нефти или более 25% от добычи в Республике Татарстан, в том числе около 820 тыс. т сверхвязкой нефти с нулевой ставкой НДПИ. МНК пробурено более 345 тыс. м эксплуатационного бурения, введено в эксплуатацию 250 скважин. По результатам нефтедобычи МНК получены дополнительные доходы в различные уровни бюджета.

Наращивание объемов добычи тяжелой и сверхвязкой нефти уже становится мировой тенденцией. Наиболее интересен опыт США, так как эта страна находится на лидирующих позициях с точки зрения развития малого бизнеса и создания новых технологий. В стране функционирует 5000 независимых операторов нефти и газа, которые бурят 90% скважин и добывают 68% нефти и 82% природного газа. США идет на беспрецедентные налоговые льготы, преследуя цели социально-экономического развития нефтегазовых регионов и поддержания энергетической безопасности страны [4].     

Отсюда мы можем сделать вывод: организационные изменения могут решить сложные проблемы экономического развития, с учетом коллективного разума и действий, воли регионального руководства и бизнеса, в том числе и мелкого. Оптимальной для региона станет та  стратегия, когда чем больше становится вариантов действий, тем устойчивее  положение экономического агента.

...
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz