СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ НЕФТЕСЕРВИСНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
Нефтедобывающая отрасль России является одной изглавных источников бюджетных доходов и выступает крупнейшим заказчиком нефтесервисных услуг для других отраслей экономики. Вокруг нефтяного комплекса формируется структура, которая обеспечивает занятость нефтесервисных, научно-производственных компаний и институтов.
Размер рынка нефтесервисных услуг весьма значителен. По состоянию на 2013 г. предполагалось, что российский рынок нефтегазового сервиса составит 28 млрд. долл., а в 2015 г. – 35,9 млрд. долл.[2]. Ежегодный рост нефтесервисных услуг составит более 10% , несмотря на то, что физический объем добычи нефти по стране растет в последнее время не более одного процента. Рынок нефтесервисных услуг включает в себя разведку, бурение, геофизические работы, текущий и капитальный ремонт скважин, интенсификацию добычи нефти, услуги специализированного транспорта, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования, решение социальных вопросов. Доминирующим сектором является развитие рентабельных технологий разработки объектов с нетрадиционными и трудноизвлекаемыми запасами нефти. Добыча нефти осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий, в создание которых вкладываются сотни миллиардов долларов и над которыми работают лучшие умы из многих стран мира.
На сегодняшний день на рынке нефтесервисных услуг России прослеживается несколько основных тенденций развития.
Большинство российских нефтяных месторождений имеют высокую степень выработки запасов и тенденцию к стабильному и снижению физических объемов добываемой нефти, в связи, с чем возникает высокая потребность в нефтесервисных услугах. Конкурентоспособность российской нефтяной отрасли на мировом рынке все в большей степени определяется эффективностью использования производственных и социальных факторов. Именно поэтому развитие нефтесервиса в России может стать одним из механизмов создания нового технологического уклада страны, так как данный вид услуг является основным стимулятором развития высоких технологий в других отраслях (машиностроение, моторостроение, трубная промышленность, судостроение, оборудование для разработки шельфа и морских платформ, электроника для разведки недр и соответствующие НИОКР). Таким образом, развитие нефтегазового сервиса является одним из «зеленых ростков» инновационного развития промышленности и науки, всей российской экономики.
Российский рынок нефтесервисных услуг в настоящее время далек от эффективной конкуренции. Одной из причин создавшейся тенденции является усиление роли зарубежных компаний в данном сегменте рынка, их большие технологические возможности и накопленные знания, опыт и умения, а значит более эффективное использование производственных ресурсов. Так, по состоянию на 2012 г. на долю иностранных компаний приходилось около 65% сервисного рынка (10лет назад -10%).
Крупные зарубежные сервисные компании могут инвестировать значительные средства в НИОКР, в развитие человеческого капитала, окупая эти инвестиции продажей этих разработок многим клиентам. Кроме того, западные компании, работающие в России, формируют кадры из наших высококвалифицированных специалистов, хорошо знающих специфику местных условий. Таким образом, в сегменте высокотехнологичного сервиса между собой конкурируют в основном иностранные компании (Shell, Schlumberger, Halliburton, Total и др.), которые сотрудничают практически со всеми крупными нефтекомпаниями в России. Они имеют возможность предоставлять интегрированные услуги для всего цикла жизни нефтяных и газовых месторождений от разведки, разработки и добычи нефти и газа, работы в полевых условиях, технического обслуживания оборудования, переработки и перегонки нефти до организации инфраструктуры и ликвидации скважин. В компании Halliburton, например, работает 100 тыс. чел. более чем в 120 странах мира. Halliburton постоянно находится в состоянии готовности разрабатывать передовые технологические решения, которые позволяют получать максимальную экономическую отдачу от эксплуатации ресурсов.
На рынках высокотехнологичных услуг (горизонтальное и наклонно-направленное бурение, современные методы геофизических исследований, тампонажные работы и повышение нефтеотдачи пласта с применением высокотехнологичного оборудования и материалов) крупнейшие международные сервисные компании будут доминировать еще очень долго.
Между тем силы российских компаний невелики. Например, в рейтинг 400 крупнейших компаний России по итогам 2012 г., составляемый ежегодно журналом «Эксперт», входят только две нефтесервисные компании – Буровая компания «Евразия» и Сибирская сервисная компания, общий объем услуг, которых составляет около 3 млрд. долл.[4] В итоге только 35% рынка нефтесервиса приходится на российские сервисные предприятия[1].
Национальные нефтесервисные компании активно вытесняются с рынка иностранными операторами. В силу объективных причин наши нефтяники не придавали большого значения инвестициям в инновации и в технологическое развитие, из-за чего у российских нефтесервисных предприятий в настоящий момент нет ряда важный компетенций (в частности, в сфере шельфовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти). Отстают они и в производительности труда.
Так, соотношение производительности труда у российских и мировых компаний – лидеров в нефтяной отрасли, равно 48%[4]. Россия, являясь одной из крупнейших нефтегазовых держав, не имеет нефтесервисных компаний, сопоставимых с Halliburton и без содействия государства в перспективе иметь не будет.
Поскольку нефтегазовая отрасль имеет особое значение для отечественной экономики и безопасности, мы не можем полностью передать ее обслуживание иностранным компаниям. В результате мы будем иметь деньги и технологии, но не сумеем самостоятельно разрабатывать технологии, не сможем обладать соответствующими трудовыми навыками и опытом требуемого качества, обращаясь к западным компаниям.
Одной из причин отсутствия конкуренции является то, что ряд ведущих нефтяных компаний (Газпром, Сургутнефтегаз, Татнефть и др.) нередко предпочитают не сторонних подрядчиков, а собственные подразделения, поддерживают их конкурентоспособность. В результате объемы работ, выставляемых на открытые тендеры, невелики. В тоже время ряд нефтяных компаний существенно снижает издержки за счет отказа от вложений в непрофильные или низкорентабельные виды деятельности, выделяет из организационной структуры инновационные компании малого и среднего бизнеса. Поэтому эксперты рынка сервисных услуг нефтегазового сектора ожидают в ближайшие несколько лет полного вывода сервисных активов за рамки нефтяных компаний.
Доля западных компаний на сегодняшний день варьируется в зависимости от готовности российских предприятий оказать подобные услуги. Например, такие работы, как горизонтальное бурение, гидроразрывы пласта и оптимизация работы скважин ранее выполнялись преимущественно с участием западных компаний. В настоящее время подобные технологии российские компании освоили достаточно хорошо, что позволяет снижать затраты, приглашая отечественные сервисные предприятия и сохранить качество работ.
Одной из болевых, порой и решающих проблем для выживания независимых российских нефтесервисных компаний является установление цен нефтесервисных услуг, близких к себестоимости, а значит, невозможности дальнейшего их развития. Сегодня рентабельность сервисных компаний составляет не выше 5-8%, в то же время рентабельность нефтедобычи не ниже 20-26%[1]. Поэтому, пожалуй, единственным конкурентным преимуществом на сегодняшний день отечественных сервисных предприятий является более низкий уровень цен на услуги. Но в дальнейшем нехватка денег на инвестиции в НИОКР способствует стагнации компаний, а для развития и увеличения конкурентоспособности нужны инвестиционные вложения в инновации.
Инновационное развитие отечественных компаний пока не демонстрирует устойчивой и долговременной тенденции. На данный период времени в нефтяных компаниях идет напряженная работа, рассчитанная на перспективу, а для адаптации компаний по внедрению инноваций нужно время. Нефтяные компании начали процесс выделения крупных инвестиций в инновационные программы, которые способствуют развитию сервисных предприятий отрасли. Постепенно будет накапливаться потенциал собственных методов и приемов оказания сервисных услуг на новой технологической базе. И чем быстрее будет прирост темпов роста знаний, опыта и умений, тем выше интенсивность повышения совокупной производительности производственных факторов [3].
Также необходим собственный поиск национальными сервисными компаниями принципиально новых услуг, превосходящих по цене и эффективности западные аналоги. В ряде компаний уже появились инновационные технологии (бурение скважин с горизонтальным окончанием, многоствольное бурение скважин, система одновременно-раздельной добычи, создание «интеллектуального месторождения», технологии для повышения нефтеотдачи и др.), которые являются залогом роста эффективности производительности.
Таким образом, национальные нефтесервисные предприятия, реализуя инновационное развитие, накопленные знания, навыки, умения и опыта могут получать достаточно высокие доходы за счет масштабов своей работы.