Среда, 15.05.2024, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSS

ООО Центр Консультант "Деловое Развитие"

Социалочки
Если Вам понравилась эта страничка и сайт в целом то лайкните её для своих друзей
Нравится
Нравится
Посетители


Яндекс.Метрика
TAK.ru
Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Об опыте инновационной деятельности Республики Татарстан по созданию малых нефтяных компаний.

Об опыте инновационной деятельности Республики Татарстан по созданию малых нефтяных компаний.

В последние годы регионам России приходится обеспечивать свою деятельность в условиях сверхжестких бюджетных ограничений и переложения на них решения ряда насущных социальных вопросов. Поэтому ряд регионов, которые поставлены в ситуацию острой выживаемости, ведут постоянный поиск новых решений в целях получения дополнительных источников дохода бюджета. У регионов есть несколько путей развития.

Первый  – когда регион будет вкладывать инвестиции  в освоение сложных проектов развития. Но для этого необходимы новые люди, новые технологии, что потребует миллиардных инвестиционных вливаний.  Для развития большинства регионов страны этот путь очень проблематичен.

Второй путь развития: в современных условиях для процесса экономических изменений важен инновационный подход к делу и практически это единственный путь решения проблем региона. Инновационное отношение к их решению складывается из следующих элементов: компетентности, способности к гибкости, мотивации, организационных изменений. Первые две составляющие инноваций требуют крупных материальных вложений и плоды приносят не скоро. В то же время с помощью даже весьма незначительных организационных изменений можно добиться ощутимого повышения роста мотивации экономических агентов.

Регионы в силах также использовать скрытые источники возможностей: наличие  производственного потенциала и льгот, эффективная политическая система, обладающая пониманием,  желанием и  возможностями   установления необходимых экономических правил и их соблюдению, учитывание интенциональности кадров.

Уровень экономического благополучия ряда регионов зависит от нефтяных доходов. В настоящее время бюджет регионов и России свертывается под высокие цены и соответствует уровню добычи нефти и газа. В тоже время нефть и газ на долгие годы являются стратегическим ресурсом для развития многих отраслей народного хозяйства.

Но в нефтедобыче уже существует ряд серьезных проблем, которые могут подорвать в настоящее время и в будущем нефтяные доходы. Базовая добыча нефти в некоторых крупных компаниях падает ежегодно до 30% и выше. Таким образом, реальная динамика нефтедобычи подтверждает выводы -  запасы крупнейших российских месторождений тают, открытие новых, сопоставимых по масштабам, даже не прогнозируется.

Эти изменения в нефтедобыче пока не влияют на основные социально-экономические параметры развития в целом по стране. А как быть тем регионам, где на протяжении уже нескольких десятилетий наблюдается падение добычи нефти?

В связи с вышеуказанными проблемами перед регионами, которые добывают углеводородные продукты, стоят две задачи: удержать уровень базовой добычи и найти точки роста нефтедобычи.

Современная ситуация в нефтедобыче обуславливает необходимость изменения организационной структуры нефтяной отрасли в пользу большей доли неинтегрированных, малых и средних компаний (далее МНК).

В настоящее время в нефтяной отрасли РФ работает более 160 МНК, добывающих 3% общей добычи нефти в стране. В большинстве случаев мелкие производители проявляют себя как суперэффективные собственники: на их долю приходится 27-30% вводимых в эксплуатацию месторождений, объемы проходки и эксплуатационного бурения в 3 раза превышают среднестатистические показатели. Как показывает практика,  тяжелая нефть эффективнее добывается только МНК. Вместе с тем существуют значительные проблемы, препятствующие их развитию.

Особенно остро для МНК стоят две проблемы: налогообложение и законодательная база. С 1 руб. дохода на тонну нефти МНК отдают 70 копеек в бюджет. На оставшиеся средства можно лишь поддерживать производство, но не расширять его масштабно. Вход в нефтяной бизнес требует существенных вложений, которые не всякий предприниматель имеет в наличности. К примеру, приобретение небольшого месторождения и его развитие обходится нефтяным компаниям более $100млн.

Существует специфическая проблема доступа к инфраструктуре. Чтобы реализовать и довести до товарного качества добытую нефть, ее надо подготовить (очистить от примесей). Мощности для ее подготовки большая часть МНК арендует у крупных компаний. Почти все НПЗ принадлежат вертикально интегрированным компаниям.   

Не станем торопиться с выводами. Обратимся к опыту регионов России. Республика Татарстан – регион с богатой историей нефтедобычи. Добыча нефти в республике неуклонно сокращалась, росло число нерентабельных, убыточных скважин, и уже решался вопрос об их остановке, что автоматически привело бы к массовым увольнениям. Дело в том, что испытанных высокоэффективных технологий добычи тяжелой нефти, ее транспортировки и переработки в России до сих пор не существует. А всякий переход от экспериментов к промышленным масштабам требует гигантских капиталовложений, компаниям в одиночку их просто не освоить. Даже ОАО "Татнефть", которое создало и успешно осваивает собственную перспективную технологию добычи на Ашальчинском месторождении,  не является исключением.

Крупным резервом развития нефтедобычи в Республике Татарстан признана разработка месторождений природных битумов с суммарными запасами не менее 1,7 млрд. т.

Другим резервом является сложившая в РФ практика выработки крупными компаниями рентабельных месторождений, которая приводит к простаиванию около 16% низкорентабельных скважин по стране.   

В связи с вышеизложенными проблемами, руководство Татарстана возлагало большие надежды на совместное предприятие с Shell или Chevron, имеющее опыт эффективной разработки месторождений сверхвязкой нефти. Однако иностранные компании отказались от совместного проекта, объявив, что данное месторождение не представляет коммерческого интереса.

После отрицательных результатов переговоров с иностранными компаниями, руководство Татарстана решило обойтись своими силами. В безвыходной, казалось, ситуации выручили смелые инновационные управленческие решения (в рамках полномочий, которые имелись в ту пору у политической системы Татарстана).  В феврале 1997г. президент Татарстана М.Шаймиев подписал указ «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан», после чего начали появляться малые нефтяные компании,  нацеленные на решение следующих сложных проблем: осваивание запасов тяжелой и сверхвязкой нефти и восстановление простаивающего фонда скважин.        

Руководство и нефтедобытчики Республики Татарстан создали новые инновационные ценности:

-стратегия роста доходов бюджета за счет новых источников развития, технологий, знаний, инфраструктуры;

-новый источник поставок энергоресурсов для развития региональной экономики;

-социальная направленность: удержание и сохранение лучших квалифицированных кадров и занятости, создание рабочих мест на 8000 человек (надо отметить что, одно новое рабочее место в отрасли дает 6-7 мест в смежных областях);

-развитие высоких технологий для разработки тяжелой нефти

(прирост дебита нефти составил от 2 до 18 тонн в сутки);

-изменение экономической политики, которая прежде формировалась на основе сохранения и максимального использования созданного ранее производственного потенциала;

-осуществление реальной поддержки – разработка и обкатка новых льготных систем налогообложения, поощряющих экономическую деятельность.

Совершенствование межорганизационных процессов представляло собой следующие шаги к снижению затрат, повышению качества и ускорению операций, тесному сотрудничеству с партнерами в разработке и реализации процессов:

- определение бизнес-процесса, требующего инновационных решений;

- создание Совета при  президенте РТ по развитию МНК в целях оказания реальной организационной помощи. Учреждено ЗАО «Нефтеконсорциум» для организации взаимодействия МНК между собой, сервисными компаниями, с ОАО «Татнефть» и правительством Республики Татарстан.

- внедрение нового процесса и его распространение среди предприятий-партнеров.

Основным элементом системы взаимодействия является так называемая тарифная политика. Цена формируется на основе проекта, маршрутного технологического процесса, норм и нормативов, которые с  учетом рыночной стоимости ресурсов определяют тариф-стоимость сервисной услуги. Норма рентабельности остается неизменной (в среднем 15-20%). Подрядчик умеренно сохраняет свои резервы в производительности труда.      

Финансирование развития МНК осуществлялось за счет собственных средств, кредитов, помощи ОАО «Татнефть» (передовые технологии, доступ к инфраструктуре, обучение кадров), льгот республиканского бюджета, вкладов акционеров.

В результате освоения малых месторождений и  внедрения прогрессивных методов повышения нефтеотдачи пластов  в Татарстане уже получен конкретный результат. За 2012г. добыто 6,4 млн. т нефти или более 25% от добычи в Республике Татарстан, в том числе около 820 тыс. т сверхвязкой нефти с нулевой ставкой НДПИ. МНК пробурено более 345 тыс. м эксплуатационного бурения, введено в эксплуатацию 250 скважин. По результатам нефтедобычи МНК получены дополнительные доходы в различные уровни бюджета.

Наращивание объемов добычи тяжелой и сверхвязкой нефти уже становится мировой тенденцией. Наиболее интересен опыт США, так как эта страна находится на лидирующих позициях с точки зрения развития малого бизнеса и создания новых технологий. В стране функционирует 5000 независимых операторов нефти и газа, которые бурят 90% скважин и добывают 68% нефти и 82% природного газа. США идет на беспрецедентные налоговые льготы, преследуя цели социально-экономического развития нефтегазовых регионов и поддержания энергетической безопасности страны.     

Отсюда мы можем сделать вывод: организационные изменения могут решить сложные проблемы экономического развития, с учетом коллективного разума и действий, воли регионального руководства и бизнеса, в том числе и мелкого. Оптимальной для региона станет та  стратегия, когда чем больше становится вариантов действий, тем устойчивее  положение экономического агента.

Категория: Мои статьи | Добавил: IiIKOTIiI (22.09.2015)
Просмотров: 358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz