Социалочки
Если Вам понравилась эта страничка и сайт в целом то лайкните её для своих друзей
Нравится
Нравится
|
Каталог статей
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ
ПРОЦЕССОМ
В период спада экономики России буквально все компании - от мелких до гигантов индустрии - следовали рецепту «делать больше, используя меньшее количество ресурсов». Образно говоря, чтобы «дойная корова» давала больше молока, они принялись усиленно ее «доить», стараясь в то же время поменьше «кормить».
Таким образом, эти компании оказались на стратегической «развилке». Исчерпав традиционные методы и ресурсы, необходимо отважится к переходу на инновационный путь развития, требующий времени, ресурсов и передовых навыков управления. Других альтернатив путей роста экономики нет.
Инновации — это любое новое применение знаний, в результате которого создается устойчивая добавленная стоимость. Т. е. новые продукты и процессы, технологии, благодаря которым повысилась производительность труда, появился новый рыночный сегмент или доступ к дополнительным ресурсам, - все это и есть инновация. Согласно этому определению инновации подразделяются на управленческие и технологические.
Управленческие инновации создаются легче и быстрее, тем не менее, в России понятие «инновации» зачастую трактуют слишком узко, подразумевая лишь создание новых технологий. Для России такое ограничение смысла не оправдано.
За последнее время инновационный сектор не удивил нас темпами развития. Инновационная продукция в России не набирает 3%. Для сравнения: этот показатель в Финляндии равен 30%, в Италии, Португалии, Испании - от 10% до 20%. Но при этом никто не занимается повышением удойности коровы, которая нас кормит. Доля общих расходов на научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки составляет 0,86% от ВВП (у лидера, Израиля - 4,68%). Между тем наша нефтяная промышленность дает 60-70 процентов доходов в бюджет страны, но при этом по ряду причин находится на обочине инновационного процесса. Сегодня доля России в производстве высокотехнологичной продукции в нефтяной отрасли составляет только 2%. Никаких стимулов, никаких идей поддержки инноваций в ТЭКе нет. В программе развития нефтяной отрасли на двадцать лет есть лишь общие фразы.
Даже в мощной нефтегазовой отрасли через три - четыре года падение нефтедобычи в России окажется явью. А это грозит неприятными
последствиями для экономики России в условиях продолжающего финансового кризиса. К этому времени российским нефтяникам потребуется разработать и внедрить программу инновационного развития отрасли, чтобы компенсировать дефицит ресурсов и снижение добычи, считает вице- президент нефтяной компании «ЛУКойл» Л. Федун.
Экономика изменчива. Развитие в основном зависит от четырех фундаментальных факторов: законодательства, конкуренции, покупательского поведения и способности организации изменяться. Если другие факторы изменяются в нашей стране медленно и не зависят от действий предпринимателей, то эффективность последнего фактора можно повысить доступными управленческими и недорогими технологическими улучшениями.
Область стратегического управления инновациями зачастую ограничивают научно-техническими инновациями, характерная черта которых - использование новых знаний, результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в качестве источника инноваций.
Необходимо внедрять стратегическое управление в инновационной деятельности. Инновационная деятельность как объект стратегического управления на уровне организации включает разнообразные работы.
Разнообразие инновационных процессов и направлений использования нововведений определяют необходимость использования при стратегическом управлении широкого арсенала подходов, методов и моделей, значительной неопределенностью используемой информации и оценок. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов. Они требуют, чтобы все участники (от высшего руководства до рядовых сотрудников) ясно понимали необходимость и были заинтересованы в обновлении организации, а кроме того, - обладали творческими способностями.
Применительно к предприятию принято выделять три основных уровня стратегического управления:
- корпоративный уровень (управление корпорацией в целом);
- бизнес-уровень (управление стратегическими направлениями бизнеса);
- функциональный уровень (управление в отдельных функциональных областях).
Роль и задачи инновационного управления на каждом из этих уровней различны. На корпоративном уровне инновации рассматриваются, прежде всего, как движущая сила, позволяющая обеспечить развитие корпорации и адаптацию к меняющейся внешней среде за счет освоения новых направлений бизнеса, новых рынков, изменения стратегической позиции и управления корпорацией. На функциональном уровне - главным образом, как источники конкурентных преимуществ. На бизнес-уровне результаты инновационной деятельности (новые товары, технологии, методы) выступают как самостоятельные бизнес - продукты, реализация которых может стать важным источником доходов.
На корпоративном уровне необходимо задействовать мировой опыт внедрения инноваций, который состоит из следующих шагов управления инновационными процессами:
- Надо начинать с самых понятных, базовых вещей: навести порядок на рабочих местах, разграничить ответственность, поставить нормальный учет, наладить более эффективную коммуникацию внутри компании, систематизировать знания.
- Определить, где, когда и каким образом следует внедрять инновации. Выбор общих ориентиров для инноваций определяет, куда будут направлены инвестиции компании, какой момент она изберет для решительных действий и каким образом, будет увеличивать создаваемую стоимость. Стратегия внедрения инноваций должна отвечать на все важные вопросы, в какой области следует действовать, когда вступать в игру и как добиться победы. Организация должна четко представлять, какие именно инновации обеспечат наибольшую отдачу, быстро переоценивать положение дел после очередного значимого изменения. Надо в чем-то быть первым.
- Обеспечить сбалансированный портфель инноваций, который помогает управлять рисками, а также дает высшему руководству возможность выбирать бизнес - концепции, которые одновременно поддерживают существующие сильные стороны компании и позволяют развивать новые платформы роста. Необходима ясность в вопросах распределения полномочий по принятию решений и участия различных сторон в отборе инноваций. В успешных компаниях каждая часть головоломки инновационного процесса идеально подходит соседним, что позволяет создать более эффективно работающую систему внедрения инноваций.
- Адаптировать организационную модель к восприятию инноваций. Профильная деятельность компании хорошо подходит для пошагового внедрения не слишком радикальных инноваций, обеспечивающих стабильное развитие бизнеса; более решительные преобразования требуют специальной поддержки. Чем дальше инновационная разработка отходит от основной бизнес-модели, тем больше специально выделенных ресурсов требуется для ее поддержки. Такой подход называют «огораживание». Необходимо участие сотрудников самого разного возраста, с разными знаниями, взглядами, установками и опытом.
- Важнейший элемент организационной модели - система вознаграждений и поощрений для сотрудников, добившихся успеха в разработке и внедрении инноваций. Вознаграждение и поощрение - действенный инструмент, позволяющий добиться от сотрудников желаемой модели поведения, однако неверный выбор может привести к неожиданным последствиям, поэтому компания должна адаптировать применяемые показатели эффективности к видам внедряемых инноваций.
- Руководители компаний признают, что приостановление, сокращение или прекращение инвестиций в НИОКР может отрицательно сказаться на конкурентоспособности их бизнеса в долгосрочной перспективе.
- Один из механизмов разработки инноваций в компании Майкрософт - «Неделя мыслей». С самого начала «Неделя мыслей» стала важной частью создания новых продуктов и планирования компании, и многие успешные начинания ведут свой отчет с докладов и идей, предоставленных на «Неделях». Практикуется открытие курсов обучения новым технологиям, форумы, дискуссионные группы, коллективное изучение новых рыночных возможностей, поощрение творческого подхода сотрудников к работе.
Четкие цели и программа действий предпринимателей по внедрению инноваций обеспечат успех. Как показывает мировой опыт, для компаний, у которых есть смелые идеи, кризис открывает огромные стратегические возможности. Компании, которые выберут правильный курс и преодолеют препятствия, могут достичь эффективности при внедрении инноваций.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: IiIKOTIiI (22.09.2015)
|
Просмотров: 385
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|